Найденное соединение состава Si61Cu30Ca7Fe2 со структурой икосаэдра – старейший из известных квазикристаллов антропогенного происхождения. В отличие от решетки обычных кристаллов, упорядоченная структура квазикристаллов — не периодическая. Это связано с тем, что в этих материалах реализованы такие группы симметрии, которые просто не могут образовывать периодические трехмерные структуры, то есть ее элементами нельзя "замостить" плоскость или объем.

Интересно Авторы ложных ретвитов постят еще больше фейков после публичного указания на ошибку

Что известно

Квазикристаллы – непривычное явление для земной химии. Обычно их находят в метеоритах, или искусственно синтезируют в лабораториях, что является достаточно сложной задачей, учитывая то, какие для этого нужны условия.

Новую квазикристаллическую структуру обнаружили американские и итальянские ученые под руководством Луки Бинди из Принстонского университета. Оказалось, что квазикристаллы присутствуют в красном тринитите – минерале, который образовался в результате сплава кварца, полевого шпата и других примесей на полигоне Аломогодро в Нью-Мексико во время первого в истории испытание атомной бомбы 16 июля 1945 года.

Ученые отмечают, что это самый старый из известных сегодня антропогенных квазикристаллов с подтвержденной структурой — ему почти 75 лет. Единственный известный старший квазикристалл имеет природное происхождение: его обнаружили во фрагментах метеорита и, по оценкам, ему более нескольких сотен миллионов лет.

Как образовался квазикристалл с полигона Аломогодро

Чтобы понять, в каких условиях образовался этот квазикристалл, авторы работы провели минералогический анализ найденного образца красного тринитита. Данные изотопного состава минерала показали:

• кристалл создан на расстоянии примерно 50-60 метров от эпицентра ядерного взрыва,
  • давление составляло от 50 до 80 тысяч атмосфер,
  • температура достигала около 1500 градусов, тогда как максимальная температура во время того взрыва достигала 8 тысяч градусов.

Ученые не исключают, что исследование минералов в местах других ядерных испытаний, возможно, также позволит выявить неизвестные квазикристаллические структуры.

Синтезированные квазикристаллы часто обладают необычными механическими или оптическими свойствами.