Акведук – это в узком понимании водопровод в виде моста или эстакады, по которому вода попадает от источника к населенному пункту. В широком понимании – это водосток для доставки воды. Римское государство славилось своими акведуками, которые уцелели и до наших дней. Их можно было отыскать во многих уголках империи, раскинувшейся от Англии на Западе и до Армении на востоке.

Читайте по теме В Помпеях обнаружили "рабскую комнату": что археологи там нашли

Римська імперія

Римский мир под конец правления Траяна – начало правления Адриана / Фото Roemer.nrw

Что известно о самом восточном акведуке империи

Важность доступа населения к чистой воде была очевидной для руководящих элит Римского государства. Именно поэтому акведуки строились не только на Апеннинском полуострове (современная Италия), но и повсеместно в Империи. Археологи Мюнстерского университета и Национальной академии наук Армении обнаружили, вероятно, самый восточный римский арочный акведук. Он был расположен на территории древней столицы Великой Армении – город Арташат.

Монументальный фундамент – свидетельство недостроенного моста-акведука, построенного римской армией между 114 и 117 годами нашей эры. Тогда Арташат стал столицей римской провинции Армения,
– рассказывают археологи.

Ученые использовали комбинации методов из разных дисциплин, чтобы лучше изучить археологический памятник. Были использованы знания из областей археологии, геофизики, геохимии и археоинформатики.

Территорию Арташату впервые подвергли геомагнитным исследованиям и нанесли на карту любые аномалии. Так была обнаружена "пунктирная линия", которую тщательно изучили с помощью бурения. Оказалось, что это недостроенные или разрушенные опоры акведука.

То, что спору строили римляне, не составляло сомнений – химический анализ отложений показал, что во время работ был использован "типичный римский раствор". Археологи составили карту на основе спутниковых и инфракрасных фотографий, чтобы реконструировать направление акведука.