Различие между различными полами одного вида называют половым диморфизмом. Проявляться он может по разному: размерам, цвету перьев, наличию или отсутствию определенных элементов (рога, хвосты). Диморфизм проявляется и у птиц, чьими предками фактически являются динозавры. Поэтому ученые логично предположили, что у вымерших ящеров тоже должны были быть различия между полами. Но доказать это оказалось не так просто.

К теме Смерть дарит жизнь: ученые поняли, что стало причиной расцвета динозавров

Майазавр
Скелет майазавра, который хорошо сохранился / Фото The Conversation

Половой диморфизм у динозавров

Находя кости динозавров, ученые не могут определить отличались ли самцы от самок. Это связано с целым рядом проблем:

• В большинстве случаев вообще нельзя определить, животному какого пола принадлежал найденный скелет.
  • Кости находят фрагментарно.
  • Кости часто разбиты и изуродованы временем.
  • Кости динозавров даже одного вида часто отличаются между собой. На это влияет возраст динозавра, его образ жизни, генетика, регион обитания, качество питания и другие факторы.

Проблему определения пола и, соответственно, решения проблемы наличия или отсутствия диморфизма можно бы было решить, если бы палеонтологи имели тысячи костей и сотни скелетов динозавров одного вида. Но пока таких "залежей" костей не нашли. Но ученые понимали, что различия между полами по крайней мере некоторых видов динозавров должны были быть – их лишь необходимо было найти.

К теме Ученые узнали, в какое время года упал астероид, погубивший динозавров

Доказательства диморфизма

В некоторых редких случаях палеонтологи почти точно уверены в том, какого именно пола динозавра они нашли.

• Такая ситуация возникла из майазаврами, когда исследователи обнаружили гнезда животных с яйцами или молодыми особями и вероятно их матерью возле них.
  • Кроме того, скелетов майазавров всех возрастов было обнаружено очень много, поэтому это помогало в определении того, существовал ли половой диморфизм у них.
  • Более того, большинство скелетов найдены в одном регионе – животные жили в одно время и умерли в одно и то же время. Поэтому различий между ними из-за разных условий жизни быть не должно.

Использовав весь набор данных, ученые обнаружили, что самцы и самки майазавров имели расхождения в весе, что говорит нам о половом диморфизме. Интересно, что такой разницы не обнаружили у тираннозавров и пситтакозавров, которые также "участвовали" в исследовании. Также существуют свидетельства того, что стегозавры разного пола также имели значительные расхождения во внешнем виде.