Компьютерные моделирования подтверждают то, что промежутки в протопланетных дисках образуются благодаря гравитационному воздействию экзопланет. Но в то же время мы редко находим в этих промежутках планеты. Астрономы использовали самый мощный суперкомпьютер, ATERUI II, чтобы понять, что же там действительно происходит.

Читайте на сайте В протопланетном диске вокруг Солнца существовал разрыв: исследование

Протопланетний диск
Результаты моделирования (вверху) и реальные примеры (внизу) / Фото Phys

Пропавшие планеты

Компьютерное моделирование показывает, что после образования экзопланета может осуществить миграцию и фактически исчезнуть из первоначального местоположения. Астрономы разделили этапы миграции на фазы.

• Фаза І – планета начинает двигаться к середине диска, ближе к звезде. Одновременно с этим сам протопланетный диск остается без изменений.
  • Фаза II – диск понемногу начинает деформироваться. Кроме того, начинает образовываться новое кольцо диска на месте, где когда-то была расположена экзопланета.
  • Фаза III – начальное кольцо диска исчезает и остается лишь "вторичное" кольцо на старой орбите планеты.

Теория и компьютерное моделирование помогают понять, почему экзопланеты в таких системах редко обнаруживаются возле внешней стороны диска. Также это дает понимание, почему в промежутках диска (фактически, на этапе фазы ІІ) мы не видим планет – их там уже нет, они мигрировали.

В пользу теории говорят современные астрономические наблюдения, но "точку" в вопросе помогут поставить только телескопы нового поколения, которые будут иметь лучшую разрешающую способность и смогут обнаружить планеты после их миграции.