Журналисты Техно 24 исследовали факты из "жизни" кометы Борисова и возможность столкновения с Землей.

К теме: Космический телескоп "Чандра" не нашел доказательств "теории всего"

Что известно об астрономе-любителе Геннадии Борисове

Свой первый телескоп Геннадий Борисов собрал, будучи еще юношей – в 15 лет. Интерес к звездам привел к поступлению на астрономическое отделение физфака МГУ, затем – к работе в государственно-астрономическом институте имени Штернберга (Москва).

Все это время Борисов конструировал собственные телескопы – сначала для себя, а потом уже и на заказ. Сейчас существуют десятки телескопов по всему миру, над которыми работал Борисов, а сам астроном-инженер проживает в Крыму и сотрудничает с Крымской лабораторией при государственном астрономическом институте имени Штернберга.

Геннадий Борисов

Свою первую комету Борисов открыл в 2013 году в своей обсерватории Margo, анализируя снимки ночного неба. Сейчас в космосе существуют уже восемь комет, которые по традиции называются фамилией своего открывателя Borisov.

Заметим, за каждую открытую комету – именно комету, а не астероид или малую планету – любители-астрономы получают премию от международного сообщества в размере 3 тысяч долларов. Практически все полученные деньги исследователи обычно тратят на модернизацию оборудования и создание новых телескопов и стабилизирующих устройств.

Читайте также: Астрономы обнаружили в Солнечной системе 139 новых "планет"

Восемь комет, открытых Геннадием Борисовым:

• 08.07.2013 – долгопериодическая C/2013 N4 (Borisov)
  • 06.11.2013 – гиперболическая C/2013 V2 (Borisov),
  • 22.08.2014 – C/2014 Q3 (Borisov),
  • 05.09.2014 – близко-параболическая C/2014 R1 (Borisov),
  • 23.02.2015 – долгопериодическая C/2015 D4 (Borisov),
  • 11.09.2016 – долгопериодическая C/2016 R3 (Borisov),
  • 01.03.2017 – гиперболическая C/2017 E1 (Borisov),
  • 30.08.2019 – гиперболическая межзвездная 2I/Borisov.

Открытие межгалактической кометы Борисова

В начале 2019 года Геннадий Борисов завершил работу над своим новым 65-сантиметровым телескопом. И уже 30 августа 2019 года, работая на этом телескопе, он увидел объект gb00234, который сначала все астрономы приняли за обычную комету.

Я увидел этот движущийся объект и заподозрил, что он немного диффузный, а не точечный. И движется как-то не так. Выходила какая-то странная орбита. Первое, что пришло в голову, – я отправил ложные измерения. Но по мере того, как увеличивалось количество обсерваторий, которые наблюдали этот объект, становилось ясно, что эта комета уникальна,
– прокомментировал открытие Геннадий Борисов.

В момент открытия комета находилась в очень богатой звездной области – в созвездии Кассиопеи, а ее блеск составил 18 звездных величин.

Цикл жизни кометы Борисова

Ожидается, что максимальное сближение кометы с Солнцем состоится 9 декабря 2019 года, а с Землей – 28 декабря 2019 года.

Как движется межгалактическая комета Борисова – смотрите видео

12 октября, когда комета находилась на расстоянии примерно 420 миллионов километров от Земли и двигалась со скоростью около 155 тысяч километров в час, ее заметил космический телескоп Hubble, который получил детальное изображение кометы Борисова.

Интересно: Астронавты расскажут, как преодолевать одиночество и ограничения во время карантина: трансляция

К середине 2020 года комета Борисова покинет Солнечную систему, после чего снова вернется в межзвездное пространство, где будет дрейфовать миллионы лет, прежде чем однажды приблизится к другой звезде.

В начале декабря 2019 года комета прошла перигелий и начала удаляться от Солнца. В периоды с 4 по 5 и с 8 по 9 марта 2020 года, в рамках наблюдательной кампании проекта OGLE, проведенного на 1,3-метровом оптическом телескопе, наблюдалось два повышения яркости ядра кометы.

В целом яркость возросла на 0,7 звездной величины и в дальнейшем не уменьшалось. Всплески яркости были замечены и на других наземных телескопах – например, VLT в Чили. Предполагается, что это связано с повышенной активностью ядра кометы, из-за чего начался процесс ее постепенного разрушения.

В ближайшие недели за кометой будет следить космический телескоп Hubble, который сможет подтвердить начало процесса фрагментации ядра. Комета Борисова будет оставаться видимой для телескопов по крайней мере еще несколько месяцев.

Опасность для Земли

Поскольку комета приблизится к земной орбите на 0,9 астрономических единиц, то ее можно будет увидеть на ночном небосклоне даже в любительский телескоп. По заверениям ученых, она не представляет угрозы для Земли.

Больше новостей, касающихся событий из мира технологий, гаджетов, искусственного интеллекта, а также космоса читайте в разделе Техно