Большинство ученых считали, что как только галактика-спутник пройдет близко от своей материнской галактики, которая имеет гораздо большую массу, то процессы звездообразования в ней прекратятся, ведь большая галактика "вытянет" из нее газ, оставив ее без материала, необходимого для образования новых звезд. И команда ученых из Испании и Канады доказывают, что это не так с точностью до наоборот – звезды начнут образовываться после близкого прохода у материнской галактики.

Читайте о вокруггалактических процессах Звездные потоки: ученые узнали откуда взялись эти структуры вокруг Млечного Пути

Галактика Андромеди
Моделируемое изображение Местной группы: слева – темная материя; справа – распространение газа / Фото Phys.org

Открытие международной команды ученых

Ученые использовали сложное компьютерное гидродинамическое моделирование всей Местной группы галактик, включая Млечный Путь, галактику Андромеды и соответствующие галактики-спутники. Моделирование происходило в рамках проекта Constrained Local UniversE (CLUES).

Оказалось, что в большинстве случаев газ спутника таки всасывается материнской галактикой через гравитационное воздействие. Но в 25% случаев процесс звездообразования в галактиках-сателлитах усиливался, а не исчезал. В дополнение, пики звездообразования приходятся именно на моменты прохождения спутником перицентра – точки орбиты, ближайшей к центру масс, а следовательно, и к материнской галактике.

Интересное о дальнем космосе Какие объекты во Вселенной являются крупнейшими: подборка

Причина феномена

Исследователи определили две ключевые особенности звездообразования в небольших карликовых галактиках, которые являются спутниками больших галактик:

1. Спутник должен приближаться к материнской галактике с большим запасом холодного газа и "подойти" на минимальное расстояние. Расстояние должно быть не слишком маленьким, чтобы звезды могли образовываться в процессе сжатия газа.
  2. Напротив, галактики, которые проходят очень близко к материнской галактике или к галактике с невысоким содержанием газа, лишаются своего газа и теряют возможность образования новых звезд.

Но это еще не все. Моделирование показывает, что звездообразование происходит не только в спутнике.

Прохождение спутниками перицентра также соответствует пикам звездообразования в их материнских галактиках, что свидетельствует о том, что этот механизм работает и для спутников, и для больших галактик. Это согласуется с недавними исследованиями истории образования звезд в нашей Галактике, Млечном Пути,
– рассказывает руководитель исследования астрофизик Arianna Di Cintio.

Это открытие прольет свет на процессы звездообразования, которые наблюдаются в карликовых галактиках Местной группы, таких как карликовая галактика PGC 19441 или карликовая галактика в созвездии Печь. Это также требует пересмотра старых теоретических моделей, используемых для объяснения образования звезд в карликовых галактиках.