Messier 68 или просто M68 – это шаровое звездное скопление в созвездии Гидры. Благодаря индийскому исследовательскому астрономическому спутнику AstroSat ученые тщательно исследовали около 1400 светил в M68. Результаты были опубликованы на сайте электронного архива научных статей Arxiv.org.

Интересное по теме Астрономы тщательно исследовали шаровое звездное скопление Паломар 6

M68
Шаровое звездное скопление M68 / Фото Wikipedia

Исследование звездного скопления NGC 4590

Шаровое звездное скопление M68 удалено от Солнца примерно на 33 900 световых лет, а исследованные звезды в нем находятся на разных стадиях эволюции. Такие исследования ценны для астрономов, ведь в пределах компактного скопления можно найти самые разные звезды.

• Основной вклад в ультрафиолетовый спектр излучения дают звезды с температурой около 6 700 градусов по Цельсию: например, разнообразные голубые гиганты.
  • Скопление имеет достаточно низкую металличность – то есть, элементов, тяжелее водорода и гелия, там мало.
  • Возраст M68 составляет около 11,2 миллиарда лет.
  • В центре скопления расположены два мощных источника ультрафиолетового излучения: одно из них – это голубой гигант, а вот природу второго узнать не удалось. Возможно, что это – белый карлик.

Читайте на сайте Астроном открыл уникальный объект в глубоком космосе

В целом ученые идентифицировали такие звезды:

• 57 голубых гигантов горизонтального ответвления. Эти звезды имеют массу 0,6 – 0,65 от массы Солнца, но в то же время имеют радиусы 2 – 5 радиусов Солнца.
  • 11 красных звезд горизонтального ответвления. Массы этих объектов оцениваются в 0,65 – 0,7 массы Солнца, а радиусы составляют 7,72 – 10,42 радиуса Солнца.
  • 246 звезд из ответвления красных гигантов.
  • 140 субгигантов.
  • 254 светила, которые сходят с главной последовательности.
  • 626 звезд главной последовательности.
  • 41 переменная звезда типа RR Лиры.
  • 31 так называемых "голубых приблуд" – молодые звезды этого типа концентрируются в центре скопления, а старые – распределены по всему M68. Массы объектов составляют 0,84 – 1,26 массы Солнца, а радиус 0,93 – 1,26 радиуса Солнца.
  • 2 переменные звезды типа SX Феникса.
  • 1 заря из так называемого асимптотического ответвления гигантов.

Подобные наблюдения и исследования обеспечивают астрономов ценным знанием об объектах, которые нас окружают. Это же позволяет лучше понять такие процессы, как эволюция звезд и шаровых звездных скоплений.