Коричневые карлики – это промежуточные объекты между планетами и звездами. Их масса колеблется от 13 до 80 масс Юпитера. Коричневый карлик с красивым названием WISEA J153429.75-104303.3 был случайно открыт астрономом Дэном Казелденом в 2009 году благодаря разработанному им алгоритму. Для простоты он получил название The Accident. Объект был очень странный, ведь наблюдения на одних длинах электромагнитных волн свидетельствовали, что объект горячий, а на других, – что холодный.

Читайте на сайте Ученые обнаружили рекордно малого белого карлика с рекордно большой массой

Коричневий карлик
Массы планет, коричневых карликов и звезд / Фото NASA

Подробнее об открытии The Accident

Астроном Дэн Казелден разработал программу для поиска коричневых карликов, используя данные космического телескопа WISE. Программа использовала алгоритм, который удалял относительно неподвижные инфракрасные объекты и выделял только движущиеся.

Движущиеся объекты – это коричневые карлики. Дело в том, что эти карлики довольно холодные. Поэтому на дальних расстояниях обнаружить мы их не можем. А обнаруживая их на коротких расстояниях мы можем наблюдать их путь в пространстве. Дэн использовал это, чтобы открыть новые объекты.

Наблюдая за одним коричневым карликом, астроном случайно заметил объект WISEA J153429.75-104303.3, который был таким слабым в инфракрасном диапазоне, что программа его, вероятно, упустила.

Космічна сфераИнфракрасное изображение небесной сферы, полученное телескопом WISE / Фото NASA

Загадка The Accident

При исследовании загадочного объекта оказалось, что он имеет очень высокую скорость движения – около 800 тысяч километров в час. Расстояние от Солнца – 50 световых лет.

Ученые наблюдали карлика на разных длинах волн. Оказалось, что на одних объект выглядит как очень холодный, а на других длинах – как довольно теплый. Ученые использовали мощную обсерваторию Keck на Гавайях, но та вообще не могла рассмотреть объект.

Интересное на сайте Действительно ли нейтронные звезды очень тяжелые

Разгадка тайны коричневого карлика

Проведя многочисленные наблюдения, ученые, вероятно, решили загадку объекта WISEA J153429.75-104303.3.

Оказалось, что он очень старый – в два раза старше всех остальных коричневых карликов.

• Ранее, около 13,6 миллиарда лет назад, звезды состояли из водорода и гелия. Другие элементы периодической таблицы сформировались внутри звезд, после их взрывов, или через другие космические процессы.
  • Каждый элемент поглощает электромагнитное излучение различного спектра. Это позволяет ученым определять химический состав объектов в космосе.
  • Коричневые карлики в основном состоят из углерода и метана.
  • Если наблюдать за такими объектами на длинах волн, которые поглощает метан, то карлики будут выглядеть на картинке тускло. Это является их характерным признаком.
  • WISEA J153429. 75-104303. 3 наоборот ярко сияет на этой длине волны, что и ввело ученых в заблуждение. Это свидетельствует о низком уровне метана у этого коричневого карлика.

Таким образом астрофизики пришли к выводу, что объект The Accident сформировался очень давно, около 13 миллиардов лет назад. Тогда Вселенная была "бедна" углеродом. Мало углерода при образовании означает, что эти объекты будут иметь мало метана в своей атмосфере сегодня.

Открытие может означать, что ученым нужно пересмотреть старые карты, составленные космическими телескопами, ведь может оказаться, что таких тусклых коричневых карликов значительно больше. Из-за отличного химического состава компьютерные алгоритмы их "не увидели".