Считается, что в ранней Вселенной события слияния галактик происходили довольно часто, что приводило к образованию двойных систем из центральных сверхмассивных черных дыр, которые в итоге сливались в одну черную дыру.

Интересно Новые измерения мюона указывают на выход за пределы Стандартной физической модели

Почему ученые ищут двойные квазары

Поиск таких систем, где расстояние между черными дырами составляет несколько килопарсек, при значениях красного смещения z>2 важен для решения загадки механизмов образования и быстрого роста сверхмассивных черных дыр в ранней Вселенной, в настоящее время не существует ни одной подтвержденной двойной системы при z>2, где расстояние между черными дырами было бы меньше чем 10 килопарсек (около 33 тысяч световых лет).

Новое открытие

Группа астрономов во главе с Юэ Шенем (Yue Shen) из Иллинойского университета сообщила об открытии двух двойных квазаров J0749+2255 и J0841+4825 при z>2, которое было сделано при анализе данных наблюдений за 15 интересными кандидатами с помощью космических телескопов Gaia и Hubble, а также обзора неба SDSS и других наземных телескопов. Сами квазары являются ядрами двух активных галактик, в которых находятся сверхмассивные черные дыры, поглощающие вещество.

Можливий подвійний квазар
Возможный двойной квазар J0749+2255 / Фото NASA

Значение красного смещения для J0749+2255 составило 2,17, а для J0841+4825 – 2,95, что означает, что квазары существовали, когда возраст Вселенной составлял около 3 миллиардов лет. В случае J0841+4825 астрономам удалось оценить расстояние между квазарами, которое составило 11,4 тысячи световых лет. Ученые отмечают, что существует вероятность того, что мы наблюдаем два изображения одного и того же квазара, созданные гравитационной линзой, которая находится между нами и квазаром, однако она достаточно мала – около пяти процентов. Существует также вероятность того, что это физическая пара квазаров, образованная не в результате слияния двух галактик.

Почему результаты исследования важны

Полученные результаты позволили дать оценку распространенности подобных систем при z>2: около десяти процентов наблюдаемых оптических квазаров могут содержать двойные системы сверхмассивных черных дыр, разделенных расстоянием в несколько килопарсек. Ожидается, что окончательно подтвердить открытие позволят будущие наблюдения космического телескопа "Джеймс Уэбб".