Говоря об американцах в космосе, большинство вспомнит (если вспомнит) Алана Шепарда, ставшего первым американцем в космосе. Но дело в том, что Шепард совершил суборбитальный полет – сегодня бы это назвали "подскоком". Следующий пилотируемый полет американцев, совершенный 21 июля 1961 года печально известным Вирджилом Гриссомом, также был суборбитальным. А уже 8 августа 1961 года на орбиту отправился Герман Титов, став вторым человеком на орбите после Юрия Гагарина. США не имели намерений отстать, и 20 февраля 1962 года отправили в космос своего третьего астронавта, ставшего третьим человеком на орбите – Джона Гленна.

К теме Второй после Юрия: первый полет американца в космос

Первый американец на околоземной орбите

Джон Гленн

Джон Гленн сидит рядом со своим кораблем, название которого рисует на корпусе художница Сесилия Бибби / Фото NASA Flickr Johnson

До полета Джона Гленна космические корабли "Меркурий" запускались на относительно слабых ракетах "Редстоун". Они не могли разогнать космический аппарат до первой космической скорости, что и было причиной того, почему первые два полета американцев выше линии Кармана были суборбитальными.

Для орбитального же полета использовали более мощную ракету семейства "Атлас". Перед первым пилотируемым полетом в рамках миссии "Меркурий-Атлас 6" было, конечно, проведено несколько беспилотных миссий. "Меркурий-Атлас 5" уже имела на борту пассажира – шимпанзе, по имени Энос.

Джон Гленн перед посадкой в ​​космический корабль / Фото NASA Flickr Johnson

Меркурій-Редстоун 6

Джон Гленн у космического корабля "Меркурий" с личным названием Friendship 7 / Фото NASA Flickr Johnson

Первоначально планировалось осуществить запуск Friendship 7 до конца 1961 года, однако этот план осуществить не получилось – старт был перенесен на 16 января 1962 года. Но из-за проблем с ракетой-носителем и плохой погоды дата запуска двигалась "в право". Наконец, 20 февраля 1962 года распогодилось, а все технические проблемы с "Атласом" были исправлены.

Интересное на сайте Дочь первого американского астронавта летит в космос: известна дата

Джон Гленн

Астронавт "первой семерки" Джон Гленн влезает в космический корабль / Фото NASA Flickr Johnson

Атлас

Старт ракеты-носителя "Атлас" с Джоном Гленном на борту корабля "Меркурий" / Фото NASA Flickr Johnson

Запуск миссии "Меркурий-Атлас 6" был задержан на 42 минуты из-за того, что в одном из 70 болтов, которыми закрывался люк корабля, обнаружили дефект. Проще говоря – он сломался. Поэтому пришлось раскручивать все остальные, чтобы проверить, не потеряли ли они свою целостность.

• Через 3 часа 44 минуты после того, как Джон Гленн сел в космический корабль, в 14:47 по Всемирному координированному времени (UTC), произошел запуск ракеты-носителя "Атлас", которая отправила первого американца на орбиту.
  • Через 2 минуты 9 секунд после старта подвесные двигатели-ускорители погасли и отсоединились.
  • Через 2 минуты 32 секунд после старта была отстрелена система аварийного спасения (САП).
  • Маршевый двигатель ракеты-носителя работал 5 минут 1 секунду и обеспечил вывод космического корабля "Меркурий" на околоземную орбиту с параметрами 261 на 161 километр и наклоном 32,54 градуса. Максимальная нагрузка при полете – 7g.
  • Через 5 минут 3 секунды после старта космический корабль Friendship 7 отсоединился от ракеты-носителя. Скорость "Меркурия" составляла около 28 234 километров в час (7,8 километра в секунду). Один оборот вокруг планеты аппарат Гленна совершал за 88 минут 29 секунд.

Земля

Вид из кабины космического корабля Джона Гленна / Фото NASA Flickr Johnson

Известным фактом является то, что первый астронавт Америки, Алан Шепард, несколько подмочил свою репутацию, ведь сходил в туалет прямо в штаны. Дело в том, что инженеры тогда не подумали о такой банальной вещи, ведь ожидалось, что полет будет длиться не так долго. Он и длился не долго, но ожидание внутри корабля на старт было гораздо дольше.

Сечоприймач

Мочеприемник Джона Гленна / Фото Space Safety Magazine

• Интересно было то, как корабль Friendship 7 пролетал над Австралией: Гленн сказал, что видит что-то похожее на город. Вероятно, это был Перт, жители которого включили свет в своих домах ночью, чтобы астронавт их увидел.
  • После того, как "Меркурий" пролетел над Австралией и снова оказался на дневной стороне планеты, Гленн увидел "светлячков". В последствии этот феномен наблюдали и другие астронавты. Эти "светлячки", вероятно, были замерзшими капельками воды, которые откололись от корпуса и двигались с одинаковой с кораблем скоростью.
  • К концу первого витка вокруг планеты проявились проблемы с системой ориентации. Поэтому астронавт вынужден был вручную управлять системами. Позже проявились и некоторые другие не критичные проблемы с кораблем.

После 4 часов 55 минут и 23 секунд после старта (три витка вокруг Земли) "Меркурий" совершил удачную посадку в водах Атлантического океана севернее острова Гаити. Космический корабль через 17 минут после приводки обнаружил эсминец Noa.

Меркурій

Космический корабль Friendship 7 поднимают на борт эсминца / Фото NASA Flickr Johnson

На этом история Джона Гленна, конечно, не заканчивается. Начинается другой этап – политический:

• В 1962 году брат Джона Кеннеди Роберт предложил Гленну баллотироваться на выборах в Сенат.
  • В 1964 году Джон выдвигает свою кандидатуру на выборах в Сенат от штата Огайо. Но он проигрывает на внутрипартийных праймериз.
  • В том же 1964 году Гленн покидает NASA, вероятно, понимая, что из-за возраста он не попадет в программу "Аполлон".
  • В 1970 году Джон снова проигрывает на внутрипартийных праймериз Демократической партии и не может выдвинуть свою кандидатуру на выборах в Сенат.
  • Наконец-то в 1974 году победа на праймериз была одержана.
  • После этого Гленн побеждает республиканцев и на всеобщих выборах 1974 года и становится сенатором от штата Огайо. Позже Джон еще несколько раз выигрывает выборы и будет даже пытаться баллотироваться на президентских выборах 1984 года.
  • В 1998 году 77-летний Джон Гленн улетел в космос на шаттле "Дискавери" в рамках миссии STS-95. Благодаря этому он стал самым старым человеком, побывавшим в космосе. Этот своеобразный рекорд был побит только в 2021 году.
  • 8 декабря 2016 года в возрасте 95 лет Джон Гленн скончался. До этого момента он оставался последним живым членом "первой семерки", Первого отряда астронавтов NASA, хотя и был самым старшим из всех семи мужчин.

Кеннеді